ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 31 октября 2011 г. N 01/13750-1-32
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19.07.2011 N 248-ФЗ
В связи со вступлением в силу с 21 октября 2011 года Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает о следующих изменениях действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
1) В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ введено понятие санитарно-эпидемиологических требований, которые в действующей редакции абзаца десятого статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) определены как "обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами".
Согласно абзацу третьему статьи 1 Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 11.12.2009 санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) - деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Таможенного союза и законодательством государств Сторон в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с абзацами вторым, третьим пункта 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции подпунктов "а", "б" пункта 18 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а также о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.
2) В соответствии с пунктом 15 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ из пункта 2 статьи 40 Федерального закона N 52-ФЗ исключены следующие виды деятельности, обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на которые является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления данных видов деятельности:
производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство лекарственных средств;
деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней;
деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения.
Таким образом, в целях лицензирования с 21 октября 2011 года возможна выдача санитарно-эпидемиологических заключений при осуществлении следующих видов деятельности:
медицинская и фармацевтическая деятельность;
деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;
образовательная деятельность.
При этом необходимо отметить, что в силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ помимо вышеуказанных заключений также выдаются предусмотренные статьями 18, 20, 26 - 28 данного Федерального закона санитарно-эпидемиологические заключения не в целях лицензирования.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган заключение специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, данные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Из системного анализа пункта 2 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ в сложившейся правоприменительной системе не следует запрет на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований помимо установленных Федеральным законом N 52-ФЗ случаев, когда на основании указанных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ввиду вышеизложенного, до внесения изменений в законодательство в случае получения заявлений юридических лиц о выдаче указанного в Федеральном законе N 171-ФЗ заключения о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям, территориальными органами Роспотребнадзора может выдаваться ответ в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, содержащий заключение о соответствии (несоответствии) стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям.
3) Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции пункта 12 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ) программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.
Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, что может быть проверено в ходе проведения мероприятий по контролю в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
4) В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ утратил силу пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ, предусматривавший предоставление земельных участков для строительства при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
О других изменениях в порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений ранее сообщалось в письме Роспотребнадзора от 08.08.2011 N 01/10020-1-32 "Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ".
5) Подпунктом "б" пункта 10 статьи 36 Федерального закона N 248-ФЗ отменено требование наличия оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов, которое ранее содержалось в пункте 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
Пункт 4 статьи 19 Федерального закона N 29-ФЗ в редакции, действующей с 21 октября 2011 года, сформулирован следующим образом:
"Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства".
Рассмотренные нормы, содержащиеся в федеральных законах, в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009).
В связи с вышеизложенным, указанные акты в части требований наличия санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов с 21 октября 2011 года не применяются.
Обязанность контроля технического и санитарно-гигиенического состояния указанных транспортных средств законодательством возложена на перевозчика.
Так, например, в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
6) В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 248-ФЗ пункт 6 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" изложен в следующей редакции:
"6. Используемые при погребении предметы и вещества (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области охраны окружающей среды.".
Таким образом, исключены требования о наличии сертификатов, подтверждающих санитарно-гигиеническую безопасность используемых при погребении предметов и веществ.
7) В соответствии с пунктами 3, 7 статьи 48 Федерального закона N 248-ФЗ признаны утратившими силу Федеральный закон от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки" и статья 2 Федерального закона от 16 марта 2006 года N 41-ФЗ "О внесении изменений в главу VI Закона Российской Федерации "О зерне", Федеральный закон "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, утратили силу положения об обязательной сертификации муки, макаронных и хлебобулочных изделий, а также запрет на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации указанной продукции в отсутствие сертификатов качества, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами.
Соответствующие полномочия Роспотребнадзора, включая установленные Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 305 "О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий" с 21 октября 2011 года не реализуются.
В вышеуказанные акты внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 "О Федеральной службе по аккредитации", вступающим в силу с 1 ноября 2011 года.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319, пунктом 3 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и разделами 9110, 9149, 9282 Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, документом, подтверждающим установленные законодательством Таможенного союза ограничения в отношении муки, макаронных и хлебобулочных изделий является декларация о соответствии.
Территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется текущий надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий в пределах полномочий, установленных Федеральным законом N 52-ФЗ.
Прошу принять настоящее письмо к сведению и обеспечить осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом изменений, внесенных в законодательство Федеральным законом N 248-ФЗ.